12:03
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – 142 ЕВРО…
В этом году на предприятиях самоуправления вновь появилась дополнительная рабочая сила – это безработные, которые работают по проекту Государственного агентства занятости «Временные оплачиваемые общественные работы» («Algoti pagaidu sabiedriskie darbi»). В народе к ним приклеилось название «столатовики», потому как ранее они получали «на руки» 100 латов.
С вопросами, связанными с этим проектом «РВ» обратились к координатору временных общественных оплачиваемых работ Службы занятости Расме ШМАУКСТЕЛЕ.
– Где на данный момент трудятся безработные и сколько человек задействовано по этому проекту?
– Этот проект создан для поддержки безработных. Сейчас безработные выполняют различные работы на предприятиях самоуправления, а именно в учреждениях образования – школы и детсады; в учреждениях культуры – музей, Дом культуры национальных обществ, Дом культуры и «Zeimuļs»; в Управлении спорта, в Резекненском пансионате и в детском приюте, а также на территории города. Всего сейчас работает 71 человек.
Безработные, которые выполняют работу на территории города – так называемые, мобильные бригады – занимаются уборкой и очисткой территорий города, вырубкой и подстрижкой зеленых насаждений, убирают берега реки Резекне, трудятся на озере Ковшу и в других местах.
– Почему именно 71 человек, а допустим не 100 и почему такой малый срок участия в проекте – всего четыре месяца? Ведь ранее, когда только эта программа начиналась (в 2009-м году), на этих работах только в городе было задействовано около 700 человек.
– Все зависит от финансирования, ранее эти работы финансировал Европейский Союз, теперь же это средства из госбюджета, поэтому только 71 человек. Количество месяцев определено правилами Кабинета министров.
– После того, как пройдут эти четыре месяца, будет ли следующая партия безработных?
– Да, конечно же. В течении всего 2015 года каждые четыре месяца будет принят 71 человек на работы в городском самоуправлении, т.е. на предприятиях самоуправления.
– А сколько безработных сейчас участвуют в этом проекте в Резененском крае?
– В Резекненском крае создано всего 130 рабочих мест (по проекту «Временные оплачиваемые общественные работы») в 25 самоуправлениях волостей. В самой большой волости – в Силмалской – на работах занято 17 безработных, а в таких как Нагли и Столерова – по два человека.
Все безработные приняты на работу сроком на четыре месяца и получают вознаграждение 142,29 евро в месяц. За каждого рабочего платятся взносы на пенсионное страхование и эти четыре месяца будут включены в рабочий стаж. После истечения четырех месяцев оплачиваемые работы от Агентства занятости смогут быть предоставлены только в следующем году.
Согласитесь, на 142 евро сильно не развернешься, особенно если учесть, что минимальная зарплата в стране с этого года составляет 360 евро до уплаты налогов. Да и срок работ предоставляемый Кабинетом министров не велик, но «Сытый – голодного не разумеет».
Как работается резекненцам на предприятиях самоуправления и на территории города, мы и решили поинтересоваться у них лично. Что они думают об общественных работах и об оплате собственного труда? Каков хлеб безработного и какие еще у нас в городе возможности найти работу?
Мнения разные, но в основном говорят: платят мало, а поработать надо «мама не горюй!» Вот некоторые ответы из того, что сказали люди:
Авдей:
– Хоть бы евро двести платили, а то на морозе сильно не поработаешь за такие нищенские «копейки». А еще – дали бы хоть полгода потрудится; к примеру, три месяца зимой и три – осенью. Летом-то я, в основном, по грибы, по ягоды… В мои 50 на работу уже не устроишься.
Линда:
– Государству мы не нужны! Я стою на «бирже» с 2004 года. За все время никакой работы не предложили, кроме «столатовиков». И на этом спасибо. Ранее, правда, по полгода отработать можно было, теперь урезали.
Илона:
– Я за все время, что стою на «бирже» закончила курсы – и швеи, и повара, и кондитера, только на работу без стажа никто не берет. И на языковые курсы тоже ходила. Сейчас каждый год по специальности курсов тоже нет – раз в два года, если только языковые какие… Эти сто сорок евро… В магазин раз сходить только двадцатка нужна. На таких работах я уже третий год: в первый год была в пансионате, но мне там не понравилось. Вкалывать надо так, как будто по триста латов получаешь, а официальные работники только чаи попивают да курят, ждут пока ты за них всю работу выполнишь.
Где сейчас работаю, говорить не буду, боюсь, вдруг больше на работы не позовут…
Янис:
– Могли бы хотя бы по евро двести платить…
Николай:
– До этого вырубал кусты и мелкие деревья вдоль берега озера, говорят, чтоб улучшить обзор, когда построят новую гостиницу. Нам каждый день привозили воду и чай с сахаром, здесь же на месте сами готовили себе на костре. В один из рабочих дней приезжал мэр, поговорил с народом, сказал, что может в будущем и мост построят через озеро, но это пока только планы. «Папа» посоветовал ниже пилить, чтоб такие большие «хвосты» не оставались. Только с таким инструментом – это сделать тяжеловато. Топоры тупые, пилы без разводки и часто ломаются.
А сейчас хожу по городу – мусор, бумажки да окурки руками собираю.
Григорий:
– Работа сложная, но одно радует, что это на радость детям (работник в Резекненском Управлении спорта – прим. автора). Платят, конечно, мало, но, как говорится в Библии: «Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться…»
Александр:
– Государству мы не нужны, разве это не понятно? Потому и зарплаты такие, сами тысячи получают и все им мало…
Вероника:
– Что это есть – 142 евро? Чиновники не пробовали прожить за такие деньги? За одно отопление дочка должна отдать около ста евро в месяц, а то и более. Она тоже безработная, двое детей, хорошо, что хоть муж работает. Благо в социальной помощи GMI дают, да и раз в год скидывают за оплату квартиры и деньги на дрова (в домах с центральным отоплением дают скидку на оплату отопления – прим. автора), правда, с этого года все надо отрабатывать. Говорят, что в Риге не отрабатывают ничего, такие правила только у нас в Резекне. Хотя точно не знаю. Но делать нечего, предложили общественные работы – работаю, откажешься – в следующий раз не предложат.
Вот такие ответы нам удалось получить от резекненцев – платят мало, инструмента предоставить надлежащего работам не могут, радует, что хоть не везде обстановка. А вот в Управлении спорта все работой довольны, да и в детском приюте, и в «Zeimuļs’e», к безработным относятся хорошо.
P.S. Настоящие имена наших собеседников мы не публикуем.
Игорь БОГДАНОВИЧ
Фото автора  
Категория: Публикация | Просмотров: 1097 | Добавил: Bogdanovich