07:03
К ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ ОБРАТИМСЯ...

С Никитой Ананьевым из Нидерландов я познакомился в Санкт-Петербурге. Меня заинтересовало его увлечение староверием, в частности нашим латвийским и латгальским, (хотя он всегда меня поправляет и говорит, что правильно надо говорить «старообрядчества»). В разговорах он также заинтересовался и нашей Резекненской кладбищенской старообрядческой моленной, которую очень хочет посетить, как только появится возможность. А сегодня мы публикуем интервью с Никитой.

– Никита, насколько мне известно, ты православный, а твои бабушка с дедушкой были как раз старообрядцами. Именно из-за них такой интерес к староверию (старообрядчеству)?

– Меня действительно крестили в православной (новообрядческой церкви). При этом родня по отцу у меня – православная, а мать и вся ее родня – мусульмане. Засим, я себя не отождествляю однозначно с какой-либо конфессией, отрицая остальные, но пытаюсь относиться с уважением ко всем конфессиям и брать лучшее и из ислама, и из православия. К старообрядчеству у меня очень большой интерес по нескольким причинам. Во-первых, когда живешь длительное время вне Родины, вырабатывается с одной стороны чувство ностальгии, а с другой стороны – потребность сохранения своей идентичности, дабы не раствориться в иноязычном и инокультурном пространстве. Старообрядцы же – хранители той самой русской культуры, исконно русской православной веры, даже русского костюма – словом, всех тех вещей, которые мы (после трех веков реформирования и унификации с западным миром) уже потеряли. Старообрядцы – хранители нашей идентичности, нашего культурного кода. Помимо этого, в Нидерландах, которые являются страной с очень интересной и разнообразной конфессиональной картиной, есть течения пуританского протестантизма, которые по бытовым аспектам – таким, как отказ от курения, приверженность национальному костюму, недоверие к телевидению, довольно схожи со староверами. И вот эти сходства еще ждут своего исследователя, знакомого с культурой обеих стран. Ну, и потрясающей является дореволюционная история старообрядческого купечества. Тут уже просматриваются даже сходства с еврейством: в условиях, когда старообрядцам было запрещено занимать государственные посты, они реализовывали себя через предпринимательство, а далее, разбогатев, занимались меценатством, помогая менее богатым единоверцам. Так на средства купцов были построены основные старообрядческие комплексы: и Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, и богадельня на Преображенском кладбище Москвы.

– Я знаю, ты уже посещал Латвию и был в некоторых старообрядческих приходах в Риге и в Даугавпилсе. Расскажи о своих ощущениях, может, об удивлении, которые ты испытал, будучи в них?

–Я был в Рижской Гребенщиковской Старообрядческой Общине, что на улице Краста. Так как до этого я уже был в Москве в старообрядческих храмах, наличие окладистых бород и косовороток или традиционных кафтанов-азямов у практически всех мужчин у меня удивления не вызывало. Было интересно другое: православная служба в отсутствие священников. Ибо старообрядцы Прибалтики поголовно относятся к беспоповцам, кои не имеют трехчинной иерархии (диакон, иерей, епископ), как в традиционных церквях. Соответственно, на роль ведущего службу выбирается самый грамотный мирянин, которого и называют попом, но который не обладает святостью в православном смысле слова, ибо не утвердился на своем посту через таинство рукоположения. И тут есть явное сходство беспоповского старообрядчества и с протестантизмом, и с исламом, учитывая, безусловно, православную экклезиологию и обычаи данных старообрядческих толков, является потрясающе интересным синтезом.

– Почему именно старообрядческие общины Латвии (и Латгалии в частности) тебя так заинтересовали? Знаю, ты планируешь посетить и нашу Резекненскую кладбищенскую старообрядческую моленную, на какой период времени ты планируешь эту поездку?

– Соответственно, Латвия меня заинтересовала как страна, в которой проживает наибольшее количество беспоповских старообрядцев (а по удельному весу старообрядцев от общего населения страны Латвия вообще на первом месте в мире!). Латгалия же – регион наиболее компактного проживания старообрядцев, в котором оные проживают даже в сельской местности. В планах – посетить и Форштадтскую моленную в Даугавпилсе, и кладбищенскую моленную в Резекне. А по срокам, как говорится, как Бог даст, но если получится, то летом следующего года.

– Для тебя увлечение историей старообрядчества, посещение старообрядческих общин – просто хобби или что-то большее? Какие цели ты преследуешь во всем этом?

– Главная цель – понять, что именно мы, как носители русской культуры, утратили, но что при этом осталось в среде старообрядцев. И, конечно, было бы здорово начать постепенно возвращать утерянные традиции, перенимая их у старообрядцев, хотя бы вернуть в моду традиционную одежду. К тому же, Россия, по моему мнению, должна начать отдавать должное старообрядцам за сохранение своих устоев, и возвращать долги за многовековые преследования. Я рад, что в России сейчас как раз наблюдается такая тенденция, со староверами из Латинской Америки, которым дают возможность вернуться на свои земли. Помимо этого, рад, что президент России Путин стал встречаться с предстоятелем РПСЦ.

– В Нидерландах, где ты проживаешь, есть ли старообрядческие общины, если да, то чем они отличаются, скажем, от наших, латвийских?

– К сожалению, в Нидерландах старообрядческих общин нет, хотя старообрядцы, безусловно, имеются. Общины есть в Англии, где много выходцев из Прибалтики и в Германии.

– В каких странах и городах связанных со старообрядчеством ты побывал?

– Я начинал знакомство со старообрядчеством со знаковых мест староверской Москвы: Преображенского и Рогожского кладбища, центра соответственно беспоповского и поповского старообрядчества. Рогожское кладбище могу только порекомендовать для посещения, там много лавок, где продают и традиционную одежду, и плоды традиционных промыслов, и алтайские травы, и кубанский мед. К тому же, там есть замечательная трапезная, где готовят традиционные русские блюда (вестимо, следуя православным постным предписаниям). Далее я посетил Гуслицы – старообрядческий регион Подмосковья, поросший непролазными лесами, в районе Орехово-Зуево, был также в старообрядческой церкви Вильнюса. К сожалению, из-за насыщенной программы Форума не удалось посетить старообрядческие места Петербурга, хотя в нем есть и поповские и беспоповские церкви. Но я обязательно вернусь в Питер, так что будет еще возможность…

Что же, будем с нетерпением ждать Никиту на нашей латгальской земле и, конечно же, в нашей Резекненской кладбищенской старообрядческой моленной. Возможно, после этого путешествия Никита поделится своими мыслями и ощущениями после посещения наших латгальских старообрядческих общин, которых в Латгальском регионе насчитывается 32.

Игорь БОГДАНОВИЧ

Категория: Публикация | Просмотров: 1180 | Добавил: Bogdanovich